Николай Муравин (1966-1996)
Группа vk.com Памяти Коли.

Н. Муравин

Эта дорога ведёт к храму?

Опубликовано в журнале Ровесник 1992 №8

В Турции, как и в соседней Греции, всё есть. Говорят, даже черноморская рыба эмигрировала в натовские воды, создав на соответствующих базарах изобилие, какого не увидишь ни в Одессе, ни в Сухуми. В Турции есть все, и ежедневно в период навигации неуклюжие катамараны, гордо именуемые «красными», «синими» и прочими разноцветными «стрелами», вываливают в порту Стамбула на «берег турецкий» порции по 300 человек с бывших советских берегов.
Люди сходят по трапу, пошатываясь; они сутки провели в душном салоне, плотно забитом списанными самолетными креслами. Грузины, узбеки, украинцы, ступив па зарубежную землю и представ перед таможней, тут же становятся унифицированными «русскими». На досмотровом столе возникают батареи бутылок водки, баррикады банок икры, россыпи пачек «Мальборо». Оценив, чиновник решительным жестом сметает часть добра в особые ящики на своей стороне. Протестовать не рекомендуется — действия представителя власти подкреплены молчаливым авторитетом усатых автоматчиков, лениво пощелкивающих затворами.
Досмотр прошел— свободен!
Можно идти к выходу в город, за заградительные барьеры, возле которых сверкает бронзой на солнце обязательный бюст турецкого отца-основателя Кемаля-паши Ататюрка. Рядом с причалом на парапете сидят два советских студента-океанолога. Они наблюдают за таможенными сюжетами со смешанным чувством: они тоже оттуда, но - иначе. Они не торгуют, а работают, и у них есть честно заработанные доллары.
Два друга уже побывали в Стамбуле по пути из Черного моря в сине-синее Эгейское на океанологическом кораблике «Эксперимент», который весь чуть больше шлюпки среднего пассажирского лайнера. Они уже видели и древние крепости Босфора, и берега Дарданелл («Вон те холмы — это же Троя!»), и скалы острова Лесбос. Видели и Стамбул-Константинополь, столицу двух великих империй, но мельком — только один день. Сейчас времени больше.
Идея посетить константинопольскую патриархию зародилась у одного из них, крутого христианина. Второй, демократ (если можно так назвать человека, который не носил трехцветного значка, не любит громких речей и никуда не выставлял свою кандидатуру, а всего-навсего мерз в пикете у китайского посольства и собирал подписи за освобождение политзаключенных), подумав, согласился: интересно ведь увидеть центр православного мира, пусть формально, но сохраняющий главенство над третьим Римом — Москвой. До 1453 года, года взятия турками столицы Византии, патриархия размещалась в огромном соборе Святой Софии. Его купол плывет над городом, охраняемый четырьмя стрелами пристроенных позже мусульманских минаретов — мечеть Айя-Софи, вот как это теперь называется.
Ну а где сегодня размещен патриарх, поди пойми — в путеводителе ни слова, о чем демократ сообщает христианину. «Ерунда,— отмахивается христианин.— Сконструируй-ка по-английски фразу: «Эта дорога ведет к храму?»
Они покидают набережную, пропахшую нефтью и морем, с криками чаек и грохотом подъемных кранов, разгружающих суда с красными турецкими флагами на мачтах. Здесь кругом государственные красные флаги с белым полумесяцем и звездой. Демократ вспоминает, глядя на них, историю про генуэзскую, кажется, мирную конференцию, когда турки обиделись на «территориальные притязания» Советской Армении: у армян на гербе гора Арарат, находящаяся на турецкой территории. Чичерин ответил: «На флагах некоторых государств изображена луна, надеюсь, это не означает, что таковые государства на нее претендуют?»
Христианин сдержанно фыркает - он плохо воспринимает юмор, если там фигурируют коммунисты.
Вокруг кипит стамбульская жизнь: разномастные авто туда-сюда, меж ними тяжелые туши переполненных автобусов, на тротуарах жарят люля-кебабы, в уличных чайханах мальчики разносят чан в миниатюрных стаканах, важные восточные мужчины курят кальян, в глазах у них — кайф. «Покурим?»— спрашивает христианин. «Ты обалдел, лучше бы в Софию пошли». Билет в Айя-Софи стоит четыре доллара, и они предпочли обойти мечеть вокруг, глазея на древние стены, отмахиваясь от чистильщиков обуви, торговцев открытками и порнографией.
Прохожие по-английски не понимают. Банковские кассиры должны понимать, соображает христианин, и действительно — в кондиционированной прохладе банка чиновник откликается на их «Ду ю спик...», однако ничем помочь не может. При разговоре присутствует полицейский: руки на автомате, глаза — прицелы. Неприятно.
Путешествие продолжается. Им указали направление, они бредут по сужающимся улицам вверх и упираются в большой кирпичный дом. Рядом — никого, внутри пахнет сыростью, скрипят полы, сгекла кое-где выбиты, на стенах пульверизатором — рисунки и слова. И Ататюрк: статуи, бюсты, портреты. Двери, выходящие в коридор, заперты. Пусто и тихо, только мяучит кошка. «Сюрреализм какой-то,— говорит демократ,— наверное, здесь музей?» Христианин не согласен: «Скорее школа». Неожиданно очередная дверь поддается, и на скрип оборачиваются сидящие за столом две женщины. «Скул?» — «Скул! Скул!» — испуганно кивают турчанки, «А какая улица ведет к Константинопольской патриархии?»

Новый зигзаг через лабиринт константинопольских кварталов, населенных какими-то англофобами, опять выводит на оживленный проспект. У витрины ресторана, где океанологи остановились свериться с картой, к ним подходит коротко стриженный спортивный парень. Его английская речь вполне правильна. «Патриархия? Где-то там, но зачем? Есть девочки, Наташа и Катя, классно танцуют, о’кей?»
Вдоль трассы, глотая пыль пролетающих грузовиков, oтдыхая в тени рекламных щитов «кока-колы»: «Это уже самая окраина,— говорит измученный демократ,— мы с тобой прямо паломники». «Дорога к храму»,— многозначительно произносит Христиании. Он шутит.
Пейзаж в  том районе иной. Ветхие, облупившиеся дома с узкими окнами, собаки роются на свалках, редкие автомобили подпрыгивают на выбоинах в асфальте, разбрызгивая жижу луж. В лужах играют босые дети. На маленькой плошади к автолавке стоит длинная очередь, в двуязычной рекламе на борту можно прочесть что-то вроде «Дешевый картофель». В очереди женщины, некоторые в традиционном мусульманском одеянии, некоторые одеты вроде бы по-европейски, но, в общем, Европой здесь уже не пахнет. По крайней мере, такой, где «есть все».
Друзья-студенты взбираются на вершину холма. Здесь можно отдохнуть, присев на теплые камни развалин римской крепости I века (есть соответствующая табличка). Стамбул - у ног, Босфора не видать за стеклянными параллелепипедами модернового квартала. С другой стороны убегают вдоль по склонам красивые контуры полей и садов. «Так мы никуда не придем,-говорит христианин, надо назад».
Приближаются нетвердой походкой две фигуры, явно не турки. Вид у них такой, будто вылезли из опиекурильни или из того заведения, где Катя и Наташа. Хорошо, хоть говорить могут. Ага, американцы, студенты, Калифорния. « А мы из Москвы». - «О, Россия, Ельт-цин!» - «А вы не знаете какая дороги ведет к храму? »—« О, знаем, йес, так это вам в обратную сторону до Золотого Рога, а там возле Галатского моста...» - «Сенк ю, бай!»

Знаменитый Золотой Рог, гавань византийского флота, длинный грязный залив шириной с Москву-реку, рассекает Стамбул на две части. Друзья переходят его по мосту, и тут же их встречает разгул рыночной стихии. Здесь как раз турецких слов знать не надо, разве что «тюркиш лира». Жарко. Популярны продавцы пива, фирменные банки плавают в ледяной воде в металлических чанах, в таких у нас мороженое лержат, банки вылавливают черпаками. Тут же прокат биноклей, озирать Стимбул с дворцами и минаретами, взбирающийся по горам вокруг залива, и прокат удочек - видимо, есть чудаки, готовые платить за право выловить кого-то из нефтеносных вод, омывающих опоры моста.
Сразу за мостом их атакует мобильная часть торговой мафии: «Купи часы настоящие «Сейко» семьдесят баксов. Всего!» Цена быстро скидывается до 10 долларов, потом до пяти; часы, естественно, подделка. Дольше простираются ряды рынка, где есть пресловутое «все». В воздухе стоит крик, и там доминируют слова «русский» и «кожа». Кожу в Турции покупать выгодно. Если вы действительно хотите что-то купить, не зевайте: в руках у торговца калькулятор, заменяющий язык, пальцы мелькают нал клавишами, на табло загорается цена, но, прежде чем платить, удостоверьтесь, какой курс доллара к лире ввёл ваш торговый партнер — сегодняшний или заниженный позавчерашний.
Рынок международен. Продают что-то румыны, болгары, вездесущие поляки. Вывшие советские со стандартным экспортным набором: водка, военная форма, матрешка. Есть и то, что здесь именуют «школа» - советские игрушки, надувные и механические. Поворот ключа, запрыгала пластмассовая курочка, подбирая невидимые зерна. Турок балдеет и лезет в карман за валютой.
«Ребята, вы наши? Продаете? Покупаете?» - «Нет», -отвечают океанологи. Отходят с непонимающей улыбкой - а что тогда вообще делать в этой Турции. В Турции, которая пока «мы» занимались невесть чем, тихо, старательно, трудолюбиво, расстреливая студентов и запрещая профсоюзы, пытая заключенных и сгоняя крестьян с земли, строила капитализм. Построила - лакированное авто, толстый живот, полосатые пальцы в перстнях. Учиться капитализму - вот зачем сюда приезжают.

Свернув с набережной Золотого Рога и пройдя несколько шагов, друзьи-океанологи натыкаются на то, что искали, - резиденцию патриарха, это написано по-гречески на доске, привинченной к крепкой бетонной ограде. 3а ней - родная православная церковь, правда, архитектуру разглядеть трудно, церковь вся в лесах, и рабочие-ремонтники переговариваются по-турецки. Внутри устроено, как в Европе - ряды мягких стульев для слушателей, можно не ползать на коленях. Идет служба по-гречески, но, кроме участвующих в обряде, в церкви никого. Никого. Только два студента и плоские лики святых на иконах. Храм, конечная. Демократ сидит тихо из уважения к христианину и христианству, но уже думает о том, куда пойти завтра. Снаружи на площади перед патриархией зачем-то стоит автобус с полицией; Это навязчивая деталь, но куда от неё деться в Стамбуле?
Наутро океанолог-демократ проснулся рано. Он вышел на палубу, где было прохладно и свежо, замер, любуясь городом. Надо запомнить всё это, подумал он. Сегодня день, и еще один день, а там по Босфору мимо крепостей и зеленых берегов с тортами-виллами в Черное море и в Севастополь. Надо запомнить минареты, силуэт холмов, запах ветра, вон те рыбацкие фелюги, с которых прямо с борта продают улов богатым туристам: кстати, они здесь, значит, в море не выходили? Вдруг зарычал мотор, на причал выкатился трейлер, и студент увидел, как рабочие в белых штанах быстро-быстро принялись перекидывать из распахнутого авточрева на суда какие-то ящики. В бинокль он различил лаже надписи на ящиках: «Мороженая треска. Норвегия». Ну ясно, а я-то думал, рыба к ним эмигрировала. Да в Черном море ее просто нет.

Вот, собственно, и весь рассказ о Турции.